«ПЕРЦЕПЦИЯ ТЕХ ДНЕЙ»
ОКОЛОМУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЦЕНЗИЯ

THESE DAYS
BON JOVI - Jun, 1995 (Jambco/Mercury)
1. Hey God 6:11
2. Something For the Pain 4:48
3. This Ain't A Love Song 5:06
4. These Days 6:28
5. Lie To Me 5:34
6. Damned 4:34
7. My Guitar Lies Bleeding In My Arms 5:42
8. (It's Hard) Letting You Go 5:51
9. Hearts Breaking Even 5:07
10. Something To Believe In 5:25
11. If That's What It Takes 5:17
12. Diamond Ring 3:47
13. All I Want Is Everything 5:16
Bonus track: Bitter Wine 4:35

Писать рецензию на этот альбом - непосильная задача для не сведущего в музыкальной науке человека. Пожалуй, это просто отражение моего восприятия.

Оформление альбома решено преимущественно в багрово-черных тонах с элементами насыщенной красным сепии. Гипнотического свойства фотография с изображением группы на фоне не то переулка, не то дворика, незнакомого, но вызывающего ностальгические чувства. Идеальный шрифт для написания названия группы, который навсегда отпечатывается в сознании и переходит в устойчивую ассоциацию. (Не понимаю, почему в будущем они забыли его напрочь.) Словно вспышки на старой киноленте, название альбома. На мой взгляд, это лучше оформление, которое они смогли нам представить за всё время существования группы Bon Jovi. (Слово «лучшее» в этой статье, думаю, будет ключевое.)

В те дни, мне кажется, Джон переживал особые чувства. Ему 33. Для человека воспитанного в культуре христианства это особенный возраст. Даже if you don’t believe in Jesus, не вольно задумаешься, чего ты достиг в этой жизни и что великое совершил. Он достиг вершины, о которой мечтает практически каждый смертный. Но творческие муки не давали покоя, акцентируя на мысли, что это не самый пик, что можно ещё выше, откуда вид ещё лучше! Такое ощущение, что Джон собственной кровью выводил каждое слово для этого альбома и это очень явно запечатлено на буклете. Цветовое решение явно не случайное, и фото Джона коронованного венком из роз тоже. (The King of Love Song.) Эта работа взяла с них много пота и крови. Лишь в конце, когда была наложена последняя нотка, они смогли вздохнуть свободно, о чем свидетельствует тыльная сторона обложки, решенная в прохладных синих тонах, сменивших жар сепии.

В то же время сепия всегда рождает во мне смешанные романтико-ностальгические чувства. Мир в свете лучей заходящего солнца – для меня самая потрясающая иллюзия восприятия. Каким-то непостижимым образом в альбоме переплетаются романтика и отчаяние, счастье и страдание, радость и грусть, рождая в совокупности неожиданную гармонию.

OK, we’re ready.. Mr. Bob.. (тяжелый вздох).. Let’s go!.. Началось! Это надо слышать...

1. Hey God (10)

Восхитительное мощное вступление! Bon Jovi редко переходят на низкое агрессивное гитарное звучание, но когда они это делают – всегда получается превосходно! Это то, чего мне в них не хватает, и чего я с нетерпением от них жду. Интересная основная мелодия. В том числе интересна она тем, что, на мой взгляд, в основе своей представляет основную мелодию из If I Was Your Mother, а в последствии позаимствована, в упрощенной версии, by Mylene Farmer для XXL. В итоге - три шедевра на основе всего каких-то пяти-шести ноток.

Гитара – восхитительна! После этой песни я причислил Самбору к великим гитаристам планеты всех времен и народов. (Правда, нужно учесть, что это был второй альбом группы Bon Jovi, который я слышал. Первый был Crossroad.) Восхитительный крик Джона. Столь эмоционально он передает чувства среднестатистического паренька, взирающего на социальную несправедливость. Казалось бы, какие у него могут быть к Богу претензии?! Легенды о нем по всей земле ходят, его деньгами забиты все банки, детей – детский сад открывать можно, жена почти красавица, даже женские гигиенические средства в честь его великой песни назвали! Что ещё нужно? Нет, совесть спокойно спать не дает! Людей хлебом не корми, дай пожить в чужой шкуре! Кажется, это вторая песня, где Bon Jovi затрагивают социальные проблемы (про social disease, не считается), этакая Dry County–II. Но если первая была изложена в форме пространственного многообразного эпоса, то эта, просто, всё что накипело, от первого лица. Если обращать внимание на смысл, часто слушать не станешь. Но я, Thanks God, этого лишен и слушаю часами, ибо звучит потрясающе! И потом эта бурная и гармонично стихающая (подобно человеческому гневу) концовка, плавными переливами приводящая к лекарству от этой невыносимой социальной боли...

2. Something For The Pain (10)

Пьянящее вступление, жизнерадостный и в то же время немного тоскливый куплет и весело бодрящий припев-скороговорка от Bon Jovi (тренируйтесь три раза в день после еды!). Интересно придумали дать Ричи спеть один куплет на переднем плане. Красиво получилось. Такой расслабляющий вокал с текстом для медитации и.. снова припев-скороговорка с бурей эмоций. В целом, думаю, просто хорошая песня, гениально исполненная.. Спустя годы, в каком-то концертном альбоме они представили версию заметно хуже этой. (Действительно, видимо, дикая была ночка, энергии на исполнение в живую не хватило. Но Live есть Live.) Несколько подпортил моё восприятие этой песни снятый на неё клип. Честно говоря, могли бы что-нибудь и поумнее придумать, хотя Джон там, лучше не представишь! Можно было только его крупным планом показывать, хоть девчонки б повизжали у телевизоров!

3. This Ain’t A Love Song (10)

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих как день ненастный?
Опечалился чему?» - Говорит она ему. Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает: Люди женятся; гляжу, Не женат лишь я хожу.»

Не верьте названию! This is a love song! Самая, что ни на есть. Все испытывали любовную тоску? Вот так она звучит. Глаза устремляем вдаль, вспоминаем один из тех дней, перестаём замечать окружающую действительность.. Погружение началось!

Завораживающее звучание! Переливы гитары, всплески скрипок, шепот басов и, разумеется, вдохновенный вокал. Местами это почти превращается в бурю. Это не та буря, что была в Always, да и чувства несколько другие. Здесь не хочется рвать обои со стены в отчаянии, здесь подойдет больше медленный танец. Но эти песни часто сравнивают, в большинстве случаев, отдавая предпочтение Always. Пожалуй, я соглашусь с этим, не умаляя при этом достоинств данного шедевра. Эмоционально он не затмил Always, но открыл новое потрясающее звучание знакомых сердцу чувств.

4. These Days (10)

Самое вдохновенное вступление, которое я слышал у Bon Jovi. Песня начинается откуда-то издалека. Очень тихо слышны звуки рояля. Всегда стараюсь в этом месте сделать звук громче, дабы не упустить ни одной нотки, сыгранной на этом божественном инструменте. Столь глубокий и чистый звук. (Подобный лишь голосу Джона в Santa Fe.) Дальше все развивается достаточно плавно и, пожалуй, даже может показаться что однообразно. Рояль постепенно отходит на задний план, уступая место гитарам, заполняющим всё вокруг своими звонкими переливами.

Одно время она была если не самой, то одной из моих самых любимых песен Bon Jovi. В ней вроде нет ничего особо запоминающегося (кроме вступления, пожалуй) и в этом она мне напоминает «Estranged» (Guns’n’Roses). После прослушивания, с трудом вспомнишь мелодии, которыми они насыщены, но когда ты их слушаешь, они затягивают тебя своими переливами, унося в мир собственного воображения. Они насыщены настроением. Именно чувством тех дней она меня наполняет и заставляет воображение рисовать еще что-то большее. У каждого те дни были разными, но в любом случае это что-то ностальгическое.

5. Lie To Me (10)

Не сразу я проникся любовью к этой замечательной балладе, долгое время, считая её очень занудной. Так оно, пожалуй, и есть, если слушать её поверхностно. Вступление самое не выразительное на альбоме и секунд через двадцать уже сильно хочется вздремнуть под полушепот Джона и тихий гул синтезатора. Но дальше становится значительно интереснее, появляются новые мелодии, новые звучания и они, как и в случае These Days, затягивают своими переливами в самое русло.

Довольно часто у меня используется слово «переливы», но другого я найти не в силах. Весь альбом напоминает горную реку, местами бурную с грохотом водопадов, местами тихую с небольшими заводями. И все вокруг гармонично вовлекается в эту основную мелодию реки: щебет птиц, шелест листвы, шепот ветра, шум дождя. Этакие «Времена Года», «Звуки Природы» в музыкальной рок обработке. Говорят, это потрясающее звучание им помог найти продюсер альбома Питер Коллинз. Ни до, ни, к сожалению, после «These Days» Bon Jovi так не звучали. Всегда интересно следить, как Bon Jovi развивают темп песни. Делают они это всегда мастерски! Колыбельная заканчивается достаточно мощной рок-балладой. Яркий вокал, яркое гитарное звучание, незабываемый последний куплет, как нельзя лучше акцентирующий апофеоз песни. И, наконец, плавная уходящая концовка, не без криков и завываний Джона, разумеется. Далеко не сразу у вас получится покинуть мир грёз.

6. Damned (10)

Свингующий рок – так обозвали этот стиль в одной из книжек о Bon Jovi. Прямо скажем, на самих Bon Jovi не похоже. Скорее это подражание кумирам Bon Jovi, которых сам Джон (если верить летописи) активно использовал при записи данного шедевра. Подражание, пожалуй, превосходящее оригинал. (Дабы подчеркнуть собственную просвещенность замечу, что под духовой секцией, приглашенной Джоном, я, почему-то, представлял негритянский соул-хор. Хор там действительно присутствует, но далеко не на переднем плане, зато трубачи там определенно создают атмосферу. Но, я думаю, все же это не праздничная атмосфера, как утверждают авторы летописи, ибо проклятие – это не очень подходящий повод для праздника, на мой взгляд. Атмосфера напряженности, растерянности, если не сказать паники. Парнишка в замешательстве. Что ему делать, если что бы он ни делал, он все равно будет проклят. Такая любовь. Прощай романтика.) Великолепный бодрящий ритм на протяжении всей песни, дающий, на мой взгляд, схожесть этому шедевру с Keep The Faith. Просто совершенный вокал Джона. Если кто-нибудь когда-нибудь вдруг захочет сделать кавер на эту песню, ему придется не хило попотеть, чтобы хотя бы выглядеть на уровне. Довольно таки неожиданный переход на альбоме. Погода портится. Тучи сгущаются. Черед подходит темных дней. Обожаю грозу после ясного дня.

7. My Guitar Lies Bleeding In My Arms (10)

Для меня навсегда останется загадкой, почему Bon Jovi не стали раскручивать этот шедевр. Очень хотелось бы увидеть клип на эту песню. Возможно для Джона это очень личная вещь, возможно, они посчитали, что это не для широких масс, что «не достаточно хитовая» для масс-медиа. Классическое произведение. Шикарный вдохновенный депрессивный рок. Ода отчаяния. Снова восхитительное развитие песни. Удивительно наблюдать, как тихое отчаяние превращается в лавину страдания. Я считаю, это лучшее из того, что было создано группой Bon Jovi.

Идеальное гитарное звучание. Великолепнейшие басы. Изумительное развитие темпа. Просто бесподобный звук «а» в голосе Джона. Самое чарующе в его вокале для меня – это потрясающий по эмоциональности и выразительности крик. Этот человек не просто орет, его чувства и его голос едины. Столь яркое выражение отчаяния, сомнения.. Несомненно, вы слушаете голос одного из самых великих вокалистов мира.

Очень яркая атмосфера, не смотря на то, что окрашена она преимущественно в черных тонах. Можно нарисовать множество мрачных картин. Передо мной встаёт готика. Мрачный пасмурный день. Небо затянуто, но не безжизненно серым, а торжественно черным. Такое небо бывает ярче солнечного, благодаря своему таинственному свечению. Просторная темная комната с грубым интерьером. За столом длинноволосый человек в черном одеянии с пером в руке, полностью погруженный в собственные переживания. На столе плотный пергаментный лист бумаги с извилистыми следами чернил. Череда меняющихся картин: вспышки молний, звуки приближающейся грозы, трепет листвы, бьющиеся в окна ветви; интерьеры и экстерьеры старого замка, образы прошлых побед, знаки терзаний; пришествие бури, врывающийся в окно ветер, разносящий по комнате листы бумаги и застающий врасплох поэта дребезгом разбитых стекол; длинная извилистая черная дорога, ведущая в высокий строевой лес, сверкание молний, черный всадник на бледном коне; человек, стоящий в распахнутом окне; шестиструнная электрогитара, сверкающая на черной земле и ливень, смывающий с неё кровь; на пергаменте слова крупным планом и.. непредсказуемая концовка.

Мне кажется, это не очень свойственная Bon Jovi песня, с не совсем свойственным им звучанием, но в тоже время не покидает ощущение, что никто кроме них на подобное не способен. Непередаваемая мощь гитарного соло. Самбора во всей красе. Не знаю, кто из них был композитором в большей степени, и кого озарило на это потрясающее соло, но похоже две души слились воедино. Отчасти мне оно напомнило чарующее соло в «Nothing Else Metters» (Metallica). «My Guitar..» звучит мощнее, но чувствуется некоторая схожесть мелодий, тоже величие. Какое-то эхо принесло мне, едва уловимое, созвучие с ритмом во вступлении Living On A Prayer. В общем, звучит как что-то гениальное - давно известное, но прежде не слышанное.

Единственный недостаток этого эпоса – он заслуживает большей продолжительности. Его хочется слушать бесконечно. Но с другой стороны в нем нет ничего лишнего, все изложено максимально ярко и до конца. Эмоционально он захватывает гораздо дольше, чем длится сам. Тем более гармонично следует за ним другая ода печали.

8. It’s Hard Letting You Go (10)

Реквием. Протяжное мрачное вступление. В песне нет той яркости и торжественности, что в предыдущем творении. Здесь печаль переходит практически в степень безысходности. Песня изначально создана с целью стать очередным невостребованным саунд-треком к фильму «Moonlight & Valentino» и, благодаря своей «невостребовательности», она, может и не совсем органично, появилась на этом альбоме. Но лишней её никак не назовешь.

Главная роль здесь отдана скрипкам и виолончелям, создающим ощущение траура. Со вступлением Ричи на акустике песня становится живее и ярче, появляется проблеск надежды. Но это лишь иллюзия. Вскоре вступают электрогитары, усиливая эффект создаваемый виолончелями. Концовка приводит душу в жуткий трепет, заставляя холод пробежаться по спине. Глубокие вибрирующие басы и внезапный обрыв. Ещё более не свойственное Bon Jovi произведение. Когда я посмотрел фильм, для которого писалась эта песня, она стала звучать ещё трагичнее. Я с ужасом понял, что речь идет о расставании без малейшей надежды на ещё хотя бы одну встречу, один взгляд, одно прикосновение. Более того, о расставании, перед которым у тебя даже нет шанса на прощание.

9. Hearts Breaking Even (10)

И невероятной мощью вас вытаскивает из этой невыносимой тоски и бросает в гущу какого-то феерического праздника. Одурманивающая эйфория. Безграничное счастье вокруг вас и вы не в силах сопротивляться этому всеобщему настроению.

Это была песня, которой я, после первого прослушивания, даровал титул лучшей на альбоме. Да, честно признаюсь, я не сразу понял этот альбом так, как я излагаю его теперь. Несколько месяцев (практически каждый день) я слушал только его. Ни один альбом в последствии не был у меня в таком почете. Но в первое прослушивание у меня просто (как обычно) все перемешалось. В памяти отпечатались только мощное вступление в начале альбома, что-то столь же мощное, но с другим, более глубоким настроением, требующим осмысления чуть позже, где-то по середине и «Hearts Breaking Even». Альбом, по моей великой просьбе, был переписан с диска на кассету моим более состоятельным другом, который, кстати, купил этот диск под натиском моей мощной пропаганды, но, как ни странно, обладание таким шедевром особым поклонником группы Bon Jovi его не сделало, в отличие от меня. Песней «Hearts Breaking Even» как раз заканчивалась первая сторона кассеты. При чем заканчивалась очень не удачно – в том самом месте, где песня собиралась переходить к своему апофеозу. Это вызвало у меня чуть ли не истерику - «неужели он не записал до конца, самую уматную песню на альбоме?!» (такое просто часто встречалось на кассетах из пиратских студий звукозаписи). К моему великому счастью, вторая сторона начиналась с неё.

Знакомое звучание. В ней есть то, что можно было слышать в «In These Arms», «Always». Очень напоминает аэросмитовских тройняшек «Cryin’», «Crazy», «Amazin’» (в большей степени «Cryin’», конечно). Что-то очень похожее я потом услышал даже у Софии Ротару («Весна, что нас свела с ума»). Неимоверное буйство красок. Карнавал. «Харлей» и 120 км/ч по асфальтовой ленте среди солнечной прерии. Свобода!

До мурашек доводят «I’m paying the the price again, but I see the light again», «..hell I o-o-o-o-almost died», «..just two hearts breaking even ton-a-a-a-a-a-ight ye-eh-eh ye-eh-eh ye-ye-ye-ye-ye...» Надеюсь, вы понимаете о чем я. Феерическая концовка!

10. Somethin’ To Believe In (10)

Интересный звук. Если в предыдущей песне всё сливалось воедино, то здесь можно отчетливо слышать каждого по отдельности: барабаны Тико, клавишные Дэвида, бесподобный голос Джона, а Ричи - даже дважды в отдельности - в необычных звуках гитары и эхоподобном крике с традиционным бэк-вокалом. Самбора похоже решил поэкспериментировать с хаосом. Очень сюрреалистично звучит здесь его инструмент, особенно, что касается соло. Ощущение будто на гитаре вместо струн натянуты нервы.

Все это создаёт чувство полета. Полета в поисках веры. Невероятная свобода и безграничное пространство. То взмываешь ввысь словно ястреб, то резко пикируешь вниз подобно терпящему крушение истребителю.

Пожалуй, самое философское творение Bon Jovi. Простой, но в тоже время красивый и глубокий текст. Человек приходит в этот мир с открытым сердцем, с верой в красоту этого мира. Проходят годы, и сердце превращается в камень и недоверие ко всему сменяет прежнюю веру. Жестокость ли Мира виновна в этом или слабость Человека, но до конца в нем живет надежда, что он не ошибся, придя сюда. И снова он ищет свою опору. То, чему можно вновь открыть сердце, во имя чего стоит жить. Ради того, во что можно верить.

Искренне звучит голос Джона, несмотря на то, что, зная многие главы его биографии, весьма сомнительна искренность его переживаний по поводу потери доверия к своим друзьям и веры в бога. Да и с каменным сердцем его трудно представить. И, тем не менее, его исполнение восторгает, и особенно сильно в тот кульминационный момент, когда он с надрывом в голосе произносит «I need something to believe in».

11. If That’s What It Takes (10)

Ещё одна просто хорошая песня в гениальном исполнении. Жизнеутверждающие мотивы. Интересные стилизации звучания, в том числе средневековое музицирование эпохи, наверное, Людовика XIV адаптированное к 90-м годам XX века. Ощущение падения с 29-го этажа в строчке «I’ll be there before you hit the ground», акцентированный переход к припеву в пронзительном крике Джона, великолепный яркий припев и, разумеется, традиционная феерическая концовка. Всё здесь сделано безупречно. В прочем, как и весь альбом.

У меня такое ощущение, что она весьма не плохо смотрелась бы в качестве саунд-трека к какой-нибудь голливудской экранизации «Бременских музыкантов». В прочем и для нашего мультфильма она бы подошла, но слишком уж навороченная, под неё нужно пару сотен миллионов зеленых на интерьеры.

12. Diamond Ring (10)

Такую акустику я ожидал от «This Left Feels Right». Волшебное звенящее звучание гитар, гул басов, цокот маракасов, спокойный задумчивый вокал. За кажущейся простотой мелодии, стоит множество звучаний. Великолепное вступление клавишных и виолончелей. Музыка бесподобна по содержанию. Лучшей аранжировки вряд ли можно придумать.

В одном отзыве на эту песню написано, что в музыкальном смысле это более тяжелый рок, чем все остальные записи на диске. Я с сомнением отнесся к этому утверждению. После «Hey God» и «My Guitar..» назвать эту балладу более тяжелым роком?! Но если сюда добавить электричества, то, пожалуй, она претендовала бы и на хэви метал. По сути своей, она мне напоминает минорные переделки Living On A Prayer. И по логике значит, у неё должна существовать «мажорная», видимо, металическая версия. Но при такой лирике, о «мажоре» приходится только мечтать.

Волшебная лирика. И, по слухам, к ней приложил руку ни кто иной, как Десмонд Чайлд. Каким таким волшебным образом он добавил ещё больше лиричности, разумеется, навсегда останется загадкой, но песню явно не испортил. Самый первый текст, который я поспешил выучить с этого альбома и, как мог, старался подпевать «..like a fire inside that grows, blood red rose..»

13. All I Want Is Everything (9)

Посмею немного занизить оценку данной песне. Мне она показалась не достаточно изящной для этого альбома. Я думаю, больше к месту она была бы на «Keep The Faith». Тем не менее, песня не плохая и мне долгое время очень даже нравилась. Бодрая, не особо мелодичная, но с четко выраженными интонациями. Я бы сказал, песня ритмов и гитарных финтов. Припев яркий интересный, но к концу становится довольно однообразным. В целом, с этой песней не плохо ходить на первомайскую демонстрацию и лозунг соответствующий.

Многое кажется в звучании знакомым. Не песня, а сплошной плагиат. Во-первых, это специфичное, не то кельтско-народное, не то шотландско-народное звучание, опять же, адаптированное. Talk-box здесь напоминает молитву чукотского шамана, хотя, скорее, все-таки эскимосского. Квиновский «I want it all», так и просит добавить «I want it now!». Не особый знаток, но было такое ощущение, что гитара в некоторых местах звучит по-ледзеппелиновски. А вот гитарное соло, похоже, послужило вдохновением для проигрыша в «Everyday». В прочем, это все не так уж явно.

14. Bitter Wine (9,5)

На сколько мне известно, на альбоме эта песня идет с примечанием «бонус-трэк», хотя на моём диске это ни как не отражено. В качестве бонус-трэка она у меня никак не воспринимается. Если что-то здесь и называть бонус-трэком, то скорее более логично приписывать этот эпитет предыдущей песне. А ещё лучше, было бы включить сюда в качестве оного «Let’s Make It Baby», чем отправлять её на «These Days: b-sides».

«Bitter Wine» же снова возвращает к тем ностальгическим дням, в воспоминания о которых нас погружали «These Days» и «Lie To Me». По звучанию «горькое вино» очень схоже с этими двумя шедеврами. Но здесь, как и в «Diamond Ring» на первый план выходит акустика. И опять же, если слушать песню поверхностно, она кажется очень монотонной и впечатление прослушивания именно рок-альбома постепенно исчезает, в значительной степени благодаря «попсовым» переливам клавишных.

Красивая балладка в размеренном темпе. Великолепный инструментал. Чарующее своими волшебными переливами соло. Не много, мне кажется, песне не хватило выразительности. В чем-то она мне напоминает этакую полупьяную посиделку а ля кантри-блюз бар в более поздней «Tuesday’s Gone» (Metallica). Я думаю, песню бы украсила стилизация unplugged с речевыми включениями, свистом, смехом, аплодисментами и прочими атрибутами импровизации. У них ведь был довольно удачный опыт с «Love For Sale». Возможно, лирика «горького вина» не вполне подходящая для такого эксперимента. Здесь лишь тихий шепот признания на фоне ностальгии прошлых переживаний..


Несмотря на то, что альбом носит название «These Days», в моём сознании он приобрел смысл «тех дней», хотя в ту эпоху я как раз переживал именно эти дни. Дни перемен. Когда приходит и уходит любовь, когда веру сменяет отчаяние и уныние растворяется под натиском веры. Когда чувствуешь полное бессилие перед стеной сомнения и вновь обретаешь могущество во вдохновенном приливе чувств. Не думаю что «эти дни» соответствуют определенному возрасту. «Эти Дни» - это вся жизнь в каждом её отдельном моменте. And These Days are open all hours.

А закончить свои воспоминания о своем самом ярком музыкальном переживании мне хочется строчкой из, поистине, гимна «этих дней» - I’ve got something to believe in..

Alessandro Bianco
Август, 2004


Hosted by uCoz